• Герои литературных произведений какие они. Персонаж, герой - введение в литературоведение. Известные литературные персонажи

    19.07.2020

    В данной подборке мы объединили 10 сочинений для всех классов от 1 до 9 включительно. Все они посвящены любимому герою из литературного произведения. Под каждым заголовком, соответствующим номеру класса, вы найдете два эссе: для девочки и для мальчика.

    Для девочек (160 слов) . Мой любимый сказочный герой – Мальвина из книжки А. Толстого «Буратино». Это куколка с голубыми волосами, которая спасает деревянного мальчика и учит его. Мне она очень запомнилась, потому что она благоразумна, послушна и умна.

    Мальвина играет в театре Карабаса Барабаса, но вместе с другими куклами срывает представление, когда на него пришел Буратино. Ее от других отличает мудрость, которая сочетается с красотой и воспитанностью. Также бросается в глаза доброта девочки, ведь она спасает Буратино. Храбрый пес Артемон снимает его с дерева, а героиня пытается обучить деревянного мальчика хорошим манерам. Она видит, что ему не хватает образования и жизненного опыта, и хочет бескорыстно помочь. Но Буратино не ценит этого, попадает в чулан и убегает. Он так и не понял, что Мальвина – его преданный друг. Мне же было обидно, что ее усилия пропали даром. Но в финале автор награждает девочку возможностью попасть в волшебную страну.

    Героиня сказки подает хороший пример, поэтому мне она понравилась. Я тоже хочу хорошо учиться и помогать менее усидчивым детям.

    Для мальчиков (153 слова) . Мой любимый герой сказки – Руслан из произведения А. Пушкина «Руслан и Людмила». Это сильный и смелый богатырь, победивший злого волшебника. За отвагу и доблесть он мне и запомнился.

    Руслан женился на Людмиле, но в ночь после брачного пира девушку похищает Черномор. Все вокруг осуждают героя за то, что он не уберег жену. Тогда богатырь без лишних слов отправляется за ней. Вместе с ним едут и другие витязи, чтобы отбить прекрасную княжну. Но он не сдается. Его отважный характер сильнее обстоятельств. Пройдя через испытания, он сразился со злым волшебником и отрубил его магическую бороду. В пути он проявил себя, как храбрый, добрый, учтивый и умный воин. Эти качества оценили те, кто встретился ему. Они и помогли Руслану спасти возлюбленную.

    Мне понравился этот герой, потому что он не только отличается силой и смелостью, но и умеет найти подход к людям. Он добр и отзывчив, в отличие от других витязей. Поэтому именно он побеждает в финале.

    Для 3-4 класса

    Для девочек (174 слова). Моя любимая героиня сказки – Герда из произведения Г. Х. Андерсена «Снежная королева». Она отзывчива, добра и отважна. Эти качества помогли ей спасти Кая из плена Снежной Королевы и растопить кусочки льда в его сердце.

    Героиня дружила с Каем, соседским мальчиком. Но в него попал осколок ядовитого зеркала, поэтому он стал видеть в мире только плохое. Его нашла на улице Снежная Королева и увезла с собой, ведь теперь его сердце было таким же холодным, как у нее. Потеряв друга, Герда отправилась к нему на выручку. В пути ее ждали испытания, она несколько раз попадала в плен, но это ее не сломило. В ней мне больше всего нравится именно сила духа. Благодаря ей слабая девочка победила могущественное волшебство. Она вырвалась из волшебного сада, не осталась в богатом замке, уцелела среди разбойников.

    Всюду люди видели ее доброту и открытость, вежливость и воспитанность. Поэтому они охотно помогали ей найти друга. Хорошим людям всегда хочется помочь, тем более в благородном деле. Так она и добралась до замка Снежной Королевы и освободила Кая. Ее любовь растопила лед в его сердце.

    Для мальчиков (174 слова). Мои любимые герои сказок – положительные персонажи, как правило. Однако недавно я прочитал русскую народную сказку «Баба-Яга». Там описывается нелегкое житье падчерицы, чья мачеха была сестрой лесной колдуньи. Девочку чуть было не съела злая ведьма, но ее же слуги спасли героиню. Больше всего из них мне понравился кот, который подменил пленницу и научил ее, как убежать от Бабы-Яги.

    Кот – очень мудрое животное. Даже в жизни они находят больные места у людей и ложатся на них, чтобы облегчить боль. В сказке обыгрывается это свойство котов. Герой умен, находчив и хитер. Но злая хозяйка его не ценит. Из-за этого он решил поддержать добрую девочку, которая попала к колдунье. Она дала ему мяса и сказала доброе слово. На это слуга ведьмы ответил справедливо – помог героине сбежать. Кот дал ей волшебный гребешок, который превращается в густой лес, и полотенце, которое становится рекой, если его бросить. Когда девочка убежала, герой начал прясть вместо нее и отзываться на вопросы Бабы-Яги. Именно его мудрость помогла ей уцелеть.

    Этот герой подает отличный пример. Нужно накапливать полезные знания, чтобы помогать людям в сложных ситуациях.

    Для 5-6 класса

    Для девочек (208 слов). Мой любимый сказочный персонаж – героиня сказки С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Девочка из сказки очень нравится мне, ведь она скромна, трудолюбива и добра. Ее личный пример за один день научил капризную королеву тому, чему не мог ее обучить седой профессор на протяжении всей жизни.

    Поскольку девочка была воспитанной и доброй, ее грубые родственницы пользовались ее безотказностью. Услышав указ о награде за подснежники, они послали ее в заснеженный лес. Героиня едва не замерзла насмерть, но увидела, как двенадцать месяцев сидели у костра. Они выслушали историю гостьи и решили помочь. Апрель дал ей цветы и колечко на случай беды. Конечно, мачеха и сводная сестра отняли все это у падчерицы. Получив желаемое, королева заставила всех трех женщин отвести ее на чудесное место. Там волшебное колечко упало, и месяцы решили проучить людей, быстро сменяя времена года. Наконец, к оставшимся в лесу после ненастий героям подошел старец и наградил всех исполнением желания. Девочка ничего не просила из скромности, но ее все равно наградили за доброту упряжкой с лошадьми и шубами. Именно тогда королева впервые вынуждена была просить, а не приказывать. Так, пример благородной и отзывчивой девочки научил ее вести себя хорошо.

    В падчерице я вижу честного и трудолюбивого человека. К этому гордому званию все мы должны стремиться не на словах, а на деле.

    Для мальчиков (201 слово). Мой любимый герой – Данила из сказа П. П. Бажова «Каменный цветок». Герой нравится мне тем, что он – мастер своего дела. Его больше всего волнует саморазвитие, ради него он пожертвовал всем. Это путь каждого творца.

    Будучи 12-летним сиротой, мальчик попал в ученики к Прокопьичу. Тот дал ему материал и изумился, ведь Данила уже знал, как работать. У него были удивительные способности. Пожилой мастер стал учить его, но вскоре ученик превзошел его. Барин оценил его талант и дал возможность трудиться, не переставая. Жизнь Данилы наладилась, он даже сосватал Наташу. Но жениться решил только тогда, когда создаст чашу небывалой красоты. О ней он слышал лишь в легендах. Они гласили, что существует Царица Медной Горы, которая забирает к себе лучших мастеров. Он пошел к ней, невзирая на опасность. Найдя ее, он обрел и то вдохновение, которое искал. В его упорстве я узнал себя. Мне тоже близка эта целеустремленность. В любимом деле я тоже хотел бы достичь успеха, сделать что-то такое, о чем не забыли бы потомки. Поэтому мне и нравится этот персонаж.

    Для 7-8 класса

    Для девочек (202 слова). Моей любимой героиней является Делла из произведения О, Генри «Дары волхвов». Меня вдохновляет ее самоотверженное желание сделать мужа счастливым. Она – «наимудрейшая» женщина, таким эпитетом ее наградил сам автор.

    Чтобы сделать супругу достойный подарок, героиня продала свои роскошные волосы. Молодая семья жила бедно, и единственным сокровищем Джима были золотые часы редкой красоты. Делла хотела подарить ему платиновую цепочку, но денег взять было неоткуда. Она смогла скопить всего лишь доллар и восемьдесят пять центов. Тогда она остригла и продала свои волосы, получив достаточную сумму для покупки. Однако женщина не знала, что муж заложил часы, чтобы купить ей драгоценный гребень для утраченных волос. Несмотря на это, их рождество получилось намного счастливее, чем у многих богатых людей. Именно такие брачные союзы, наполненные искренностью и эмоциональностью, а не деньгами, способны продержаться долгие годы. С такой верной и доброй женой, как Делла, Джим обязательно достигнет успеха.

    Меня героиня впечатлила тем, что она имеет очень терпеливый и действительно твердый характер. Вместо упреков в адрес мужа, который не может заработать достаточно денег, она поддерживала его и преданно любила. Кроме того, ее поступок мне показался более сложным. Ради супруга она пожертвовала частью себя, а не просто ювелирной ценностью. У нее талант любить, а это самое важное, что может быть в жизни.

    Для мальчиков (236 слов). Мой любимый литературный герой – Юшка из одноименного произведения А. Платонова. Этот незаметный мужчина обладал прекрасными качествами, которые окружающие люди не замечали. Зато тот, которого так недооценивали и презирали, даже со своими скромными возможностями сделал этот мир лучше. За это он мне и нравится.

    Ефим Дмитриевич болел чахоткой, поэтому в свои 40 лет выглядел старше. Он был хилым и слабым, и его все обижали, ведь не мог никому ответить. Его образ жизни всем обитателям города казался нелепым. Мужчина не тратил заработанные деньги, пил только простую воду, никуда, кроме работы, не ходил. Только раз в год он ездил куда-то, но никто не знал, куда. Так, в атмосфере издевок и обид протекала его жизнь. В лучшем случае горожане относились к нему равнодушно, в худшем – били. В одном из таких инцидентов герой и нашел свою смерть. В ответ на упреки в ненужности Ефим ответил обидчику, что если человек рождается, значит, он уже нужен белому свету. Тогда прохожий избил больного мужчину. Только после похорон Юшки выяснилось, что все это время он отдавал свои деньги бедной сироте, чтобы выучить ее и поднять на ноги. Девушка приехала в его город и начала лечить его обитателей, помогать им бескорыстно в память о том, кто сделал для нее так много.

    Юшка – феноменально добрый человек, его образ вдохновляет читателей становиться милосерднее и терпеливее. Я тоже стал замечать за собой, что хочу также спокойно реагировать на глупости других и также скромно делать хорошее дело, не ожидая похвал.

    Для 9 класса

    Для девочек (250 слов). Моей любимой героиней является Татьяна из романа А. Пушкина «Евгений Онегин». Это умная, нравственная и скромная девушка, пример которой поможет многим женщинам сделать правильный выбор. Интересно, что «милым идеалом» называл ее сам автор.

    Татьяна – представительница мелкопоместного дворянства. Она воспитывалась няней, которая привила ей любовь к народным сказкам и традициям. С малых лет девочка полюбила чтение. В нем она черпала мудрость. Ум, светящийся в глазах, сделал ее облик индивидуальным. Но была и обратная сторона: девушка дичилась посторонних, не любила бывать в обществе, не умела произвести впечатление. Однако Онегин сразу приметил ее оригинальность, хоть и не смог оценить всех достоинств сразу. Его отказ больно ранил Татьяну, но не сломил ее характер. Девушка не переставала любить его всю жизнь, несмотря на то, что увидела все неприглядные стороны его натуры. Евгений флиртовал с ее сестрой, потом убил жениха Ольги на дуэли и вовсе сбежал из тех мест. Однако постоянство чувств – одна из тех добродетелей героини, которую она пронесла через всю жизнь. К ней добавилось также постоянство убеждений, которое не так часто встречается в людях, которые столкнулись с соблазнами. Через много лет Онегин признался Татьяне в любви, но она отвергла его, потому что уже была замужем и не могла изменить супругу. Ее добродетель стойко охраняла узы брака, даже от запоздалой любви.

    Таким образом, Татьяна Ларина – «милый идеал» не только для Пушкина, но и для многих современных читателей. Она на своем примере доказывает непреложную истину: женщине нужна не столько красота, сколько мудрость и добродетель. Только тогда она исполнит свое предназначение, став верной женой и дальновидной матерью.

    Для мальчиков (246 слов). Мой любимый герой – это Мцыри из одноименной поэмы Лермонтова. Этот юноша всю жизнь стремился к свободе и отчему дому, его идеалы чисты и нравственны. В его побеге выражается сила и решимость его характера. В стычке с барсом видно, что он наделен и выносливостью, и смелостью. Словом, это тот тип человека, который способен что-то сделать.

    В отличие от недальновидного Калашникова и инфантильного Печорина, этот герой вызывает уважение. Покинув тюремные стены монастыря, куда его насильно увезли из родной деревни, он принялся познавать жизнь, как она есть. Мцыри не смирился с навязанной ему судьбой, он пошел против нее. Тяга к свободе и целеустремлённость привели его в мир дикой природы, где он попробовал свои силы. Он пошел искать дорогу в родной дом, чтобы воссоединиться со своим народом, но не нашел. Зато он побродил по просторам красивых долин, состязался с барсом, увидел прекрасную незнакомку. За три дня побега он прожил целую жизнь, наполненную приключениями и эмоциями. Он испытал ярость и пыл схватки, любовь и влечение, познал красоту природы и вольного существования. Несмотря на трагичный финал, его удел наполнился смыслом, а вот если бы он остался и принял сан, то потерял бы себя окончательно. На чужбине ему не было места, не было предназначения, поэтому вполне закономерно, что он умер. Но умер, повидав что-то, став кем-то, и не предав свои идеалы.

    Этот герой вдохновляет читателя бороться с несправедливой судьбой и бунтовать против ее тирании. В его образе скрыты такие достоинства, как сила духа, вольнолюбие и отвага. За это мне и нравится данный персонаж.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    Персонаж

    Персонаж – вид художественного образа, субъект действия. Этот термин в определенном контексте может быть заменен понятиями "действующее лицо" или "литературный герой", но в строгом теоретическом плане это разные термины. Объясняется данная взаимозаменяемость тем, что в переводе с латинского (persona – маска) слово "персонаж" означает актера, исполняющего роль в маске, выражающей определенный тип характера, следовательно, буквально действующее лицо. Поэтому термин "персонаж" следует отнести к формальным компонентам текста. Допустимо употреблять этот термин при анализе системы образов-персонажей, особенностях композиции. Литературный персонаж – носитель конструктивной роли в произведении, автономный и олицетворенный в представлении воображения (это может быть личность, но также животное, растение, ландшафт, утварь, фантастическое существо, понятие), вовлеченный в действие (герой) или только эпизодически указанный (например, личность, важная для характеристики среды). С учетом роли литературных персонажей в целостности произведения можно поделить их на главных (первого плана), побочных (второго плана) и эпизодических, а с точки зрения их участия в развитии событий – на поступающих (активных) и пассивных.

    Понятие "персонаж" применимо для эпических и драматических произведений, в меньшей степени для лирических, хотя теоретики-лирики как рода литературы допускают применение этого термина. Например, Г. Поспелов один из типов лирики называет персонажным: "Персонажи... – это личности, изображенные в эпических и драматических произведениях. Они всегда воплощают в себе те или иные характеристики общественного бытия и поэтому имеют определенные индивидуальные черты, получают собственные имена и создают своими действиями, протекающими в каких-то условиях места и времени, сюжеты таких произведений". В лирических произведениях герой не формирует сюжет, в отличие от эпических и драматических личность не действует непосредственно в произведении, но она представляется как художественный образ.

    Л. Я. Гинзбург отмечала, что не следует смешивать понятия "лирический субъект" и "лирический герой" как особые формы воплощения личности поэта.

    Герой

    Под термином "литературный герой" понимается целостный образ человека – в совокупности его облика, образа мыслей, поведения и душевного мира; близкий по смыслу термин "характер", если брать его в узком, а не в расширительном значении, обозначает внутренний психологический разрез личности, ее природные свойства, натуру.

    Героями произведений могут быть не только люди, но и животные, фантастические образы и даже предметы. Все они в любом случае являются художественными образами, отражающими действительность в преломленном сознании автора.

    Герой – один из центральных персонажей в литературном произведении, активный в происшествиях, основных для развития действия, сосредоточивающий на себе внимание читателя.

    Главный герой – литературный персонаж, наиболее вовлеченный в действие, его судьба – в центре внимания автора и читателя.

    Литературный герой – образ человека в литературе. Однозначно с литературным героем нередко употребляются понятия "действующее лицо" и "персонаж". Иногда их разграничивают: литературными героями называют действующих лиц (персонажей), нарисованных более многогранно и более весомых для идеи произведения. Иногда понятие "литературный герой" относят лишь к действующим лицам, близким к авторскому идеалу человека (так называемый положительный герой) или воплощающим героическое начало (например, герои былин, эпоса, трагедии). Следует, однако, отметить, что в литературной критике эти понятия, наряду с понятиями "характер", "тип" и "образ", взаимозаменяемы.

    С точки зрения образной структуры литературный герой объединяет характер как внутреннее содержание персонажа, а его поведение, поступки как нечто внешнее. Характер позволяет рассматривать действия изображаемой личности в качестве закономерных, восходящих к какой-то жизненной причине; он есть содержание и закон (мотивировка) поведения.

    Персонаж в обычном значении то же, что литературный герой. В литературоведении термин "персонаж" употребляется в более узком, но не всегда одинаковом смысле. Чаще всего под персонажем понимается действующее лицо. Но и здесь различаются два толкования: лицо, представленное и характеризующееся в действии, а не в описаниях: тогда понятию "персонаж" более всего соответствуют герои драматургии, образы-роли. Любое действующее лицо, субъект действия вообще. В такой интерпретации действующее лицо противополагается лишь "чистому" субъекту переживания, выступающему в лирике, потому-то термин "персонаж" неприменим к так называемому лирическому герою: нельзя сказать "лирический персонаж".

    Под персонажем подчас понимается лишь второстепенное лицо. В этом осмыслении термин "персонаж" соотносится с суженным значением термина "герой" – центральным лицом или одним из главных лиц произведения. На этой почве сложилось и выражение "эпизодический персонаж" (а не "эпизодический герой").


    Литературные герои, как правило, являются художественным вымыслом автора. Но у некоторых из них всё же есть реальные прототипы, жившие во времена автора, или известные исторические личности. Мы расскажем, кем же были эти незнакомые широкому кругу читателей фигуры.

    1. Шерлок Холмс


    Даже сам автор признал, что у Шерлока Холмса есть много общих черт с его наставником Джо Беллом. На страницах автобиографии можно было прочесть о том, что писатель часто вспоминал о своем преподавателе, говорил о его орлином профиле, пытливом уме и удивительной интуиции. По его словам, доктор мог превратить любое дело в точную систематизированную научную дисциплину.

    Нередко доктор Белл пользовался дедуктивные методы дознания. Только по одному виду человека он мог рассказать о его привычках, о биографии и даже порою ставил диагноз. После выхода романа Конан Дойль вёл переписку с «прототипом» Холмса, и тот рассказал ему, что, возможно, именно так и сложилась бы его карьера, выбери он другой путь.

    2. Джеймс Бонд


    Литературная история Джеймса Бонда началась с серии книг, которые были написаны разведчиком Яном Флемингом. Первая книга серии – «Казино Рояль» - вышла в тираж в 1953 году, через несколько лет после того, как Флеминг был приставлен следить переметнувшимся из немецкой службы в английскую разведку принцем Бернардом. После долгих взаимных подозрений разведчики стали хорошими друзьями. Бонд перенял у принца Бернарда заказывать «Водку-мартини», при этом добавляя легендарное «Взболтать, а не размешивать».

    3. Остап Бендер


    Человек, ставший прототипом великого комбинатора из "12 стульев" Ильфа и Петрова в свои 80 лет ещё работал проводником на железной дороге в поезде по Москва-Ташкент. Урожденный одессит Остап Шор с нежных ногтей был склонен к авантюрам. Он представлялся то художником, то гроссмейстером по шахматам и даже выступал в качестве члена одной из антисоветских партий.

    Только благодаря своей недюжинной фантазии Остапу Шору удалось вернуться из Москвы в Одессу, где он служил в уголовном розыске и вел борьбу с местным бандитизмом. Вероятно, отсюда и почтительное отношение Остапа Бендера к Уголовному кодексу.

    4. Профессор Преображенский


    У профессора Преображенского из известного булгаковского романа «Собачьего сердца» тоже был реальный прототип - французский хирург русского происхождения Самуил Абрамович Воронов. Этот человек в начале 20-го века произвёл настоящий фурор в Европе, пересаживая железы обезьяны человеку для омоложения организма. Первые операции эффект продемонстрировали просто поразительный: у пожилых пациентов наблюдалось возобновление половой жизни, улучшение памяти и зрения, легкость передвижений, а дети, отстающие в умственном развитии, обретали живость ума.

    Лечение в Воронова прошли тысячи людей, а сам врач открыл собственный обезьяний питомник на Французской Ривьере. Но прошло совсем немного времени пациенты чудо-врача начинали чувствовать себя хуже. Появились слухи, что результат лечения всего лишь самовнушение, а Воронова назвали шарлатаном.

    5. Питер Пен


    Мальчика с прекрасной феей Динь-Динь миру и самому Джеймсу Барри – автору написанного произведения подарила чета Дэвис (Артуром и Сильвией). Прототипом для Питера Пена стал Майкл – один из их сыновей. Сказочный герой получил от реального мальчика не только возраст и характер, но и кошмары. А сам роман – посвящение брату автора – Дэвиду, скончавшемуся за сутки до своего 14-летия во время катания на коньках.

    6. Дориан Грей


    Досадно, но главный герой романа «Портрет Дориана Грея» существенно подпортил своему жизненному оригиналу репутацию. Джон Грей, который в молодости был протеже и близким другом Оскара Уайльда, был прекрасен, прочен и обладал внешностью 15-летнего мальчика. Но их счастливому союзу пришёл конец, когда об их связи стало известно журналистам. Разгневанный Грей обратился в суд, добился извинений от редакции газеты, но после этого его дружба с Уайльдом закончилась. Вскоре Джон Грей встретил Андре Раффаловича - поэта и выходца из России. Они приняли католичество, а через некоторое время Грей стал стал священником в церкви Святого Патрика в Эдинбурге.

    7. Алиса


    История Алисы в Стране чудес началась в день прогулки Льюиса Кэролла с дочерьми ректора Оксфордского университета Генри Лиделла, в числе которых была и Алиса Лиделл. Кэррол придумывал историю на ходу по просьбе детей, но в следующие разы не забыл о ней, а стал сочинять продолжение. Спустя два года автор подарил Алисе рукопись, состоявшую из четырех глав, к которой была прикреплена фотография самой Алисы в семилетнем возрасте. Озаглавлена она была «Рождественский подарок дорогой девочке в память о летнем дне».

    8. Карабас-Барабас


    Как известно, Алексей Толстой, планировал только изложить «Пиноккио» Карло Коллодио русским языком, а получилось, что написал самостоятельную историю, в которой явно проведены аналогии с деятелями культуры того времени. Поскольку толстой не питал слабости театру Мейерхольда и его биомеханике, то именно директору этого театра и досталась роль Карабаса-Барабаса. Пародию можно угадать даже в имени: Карабас - это маркиз Карабас из сказки Перро, а Барабас - от итальянского слова мошенник - бараба. А вот не менее говорящая роль продавца пиявок Дуремара досталась помощнику Мейерхольда, который работа под псевдонимом Вольдемар Люсциниус.

    9. Лолита


    По воспоминаниям Брайана Бойда, биографа Владимира Набокова, когда писатель работал над своим скандальным романом «Лолита», он регулярно просматривал газетные рубрики, в которых публиковались сообщения об убийствах и насилии. Его внимание привлекла наделавшая шума история Салли Хорнер и Франка Ласалля, произошедшая в 1948 году: мужчина средних лет похитил 12-летнюю Салли Хорнер и держал её при себе почти 2 года, пока полиция не нашла её в обном из калифорнийских отелей. Ласалль, как и герой Набокова, выдавал девочку за свою дочь. Набоков даже вскользь упоминает этот случай в книге словами Гумберта: «Сделал ли я с Долли то же самое, что Франк Ласалль, 50-летний механик, сделал с одиннадцатилетней Салли Хорнер в 48-м?»

    10. Карлсон

    История создания Карлсона – мифологизированная и невероятная. Литературоведы уверяют, что возможным прототипом этого забавного персонажа стал Герман Геринг. И хотя родственники Астрид Линдгрен эту версию опровергают, такие слухи и сегодня имеют место быть.

    Астрид Линдгрен познакомилась с Герингом в 1920-е годы, когда он организовывал авиашоу в Швеции. В то время Геринг был как раз «в расцвете сил», известным летчиком-асом, мужчиной с харизмой и прекрасным аппетитом. Моторчик за спиной у Карлсона - интерпретация на тему лётного опыта Геринга.

    Приверженцы этой версии отмечают, что некоторое время Астрид Линдгрен была ярой поклонницей национал-социалистической партии Швеции. Книга о Карлсоне была напечатала в 1955 году, поэтому о прямой аналогии речь идти не могла. Тем не менее, не исключено, что харизматичный образ молодого Геринга оказал влияние на появление обаятельного Карлсона.

    11. Одноногий Джон Сильвер


    Роберт Льюис Стивенсон в романе «Остров сокровищ» изобразил своего друга Уильямса Хэнсли вовсе не критиком и поэтом, кем он и являлся по сути, а самым настоящим злодеем. В детские годы Уильям перенёс туберкулёз, и ему ампутировали ногу до колена. Перед тем, как книга появилась на прилавках магазинов Стивенсон сказал другу: «Я должен тебе признаться, Злой с виду, но добрый в глубине души Джон Сильвер был списан с тебя. Ты ведь не в обиде?»

    12. Медвежонок Винни Пух


    По одной из версий, известный на весь мир плюшевый медведь получил своё имя в честь любимой игрушки сына писателя Милна Кристофера Робина. Впрочем, как и все другие герои книги. Но на самом деле это имя от клички Виннипег – так звали медведицу, которая жила в лондонском зоопарке с 1915 по 1934 годы. У этой медведицы было множество ребятишек-поклонников, среди которых и Кристофер Робин.

    13. Дин Мориарти и Сэл Парадайз


    Несмотря на то, что главных героев в книге зовут Сэл и Дин, роман «В дороге» Джека Керуака сугубо автобиографический. Остается только догадываться, почему Керуак отказался от своего имени в самой известной книге для битников.

    14. Дейзи Бьюкенен


    В романе «Великий Гетсби» его автор Фрэнсис Скотт Фицджеральд глубоко и проникновенно описал Джиневру Кинг – свою первую любовь. Их роман длился с 1915 по 1917 годы. Но из-за разных социальных статусов они расстались, после чего Фицджеральд написал, что «бедные мальчики не должны даже думать о том, чтобы жениться на богатых девочках». Эта фраза вошла не только в книгу, но и в одноименный фильм. Джиневра Кинг стала и прототипом Изабель Бордж в «По ту сторону рая» и Джуди Джонс в «Зимних мечтах».

    Специально для любителей засиживаться за чтением . Выбрав эти книги, точно не разочаруешься.

    в первой половине XIX века

    Список литературы

    Введение

    феминизма .

    Тема нашей работы– «. Новизна

    Предмет исследования

    Объектом исследования

    Цель

    задачи :

    методы

    Практическая значимость

    Структура работы.

    Глава I.

    Понятие образа в литературе

    Что есть художественный образ

    , а с другой - характером материала

    Художественная речь образ содержательная форма .

    (например,

    Выводы по первой главе

    Подводя итоги по первой главе, мы пришли к следующим выводам:

    1) 18- начало19 века ознаменовался женским течением, вошедшим в историю под названием феминизм ;

    2) женщины начинают понимать всю несправедливость мужчин по отношению к ним и предпринимают попытки изменить свой статус в обществе;

    3) образ женщины-матери и хранительницы очага частично, но все, же уходит в прошлое;

    4)писательницы-феминистки в своих произведениях все чаще пытаются найти ответ на «женский вопрос».

    В главе нами были даны определения « художественного образа», «художественной формы», показаны отличия (на примерах словосочетаний) между словесным и художественным образами, рассмотрен вопрос, связанный с отношением общества к женщине 19 века в Англии. В целом хочется сказать, что формирование нового взгляда на роль женщин в обществе в первой половине XIX века шло очень медленно, преодолевая препятствия и двигаясь вперед с еще большей силой. Женщины смогли доказать, что с ними можно считаться. Во второй главе мы будем рассматривать образ главной героини Элизабет Беннет на основе романа Джейн Остин « Гордость и предубеждение», покажем становление ее внутренней свободы, ее взаимосвязь с английским обществом и его устоями.

    Глава II. Элизабет Беннет: неприятие общественных канонов

    Ного выбора

    Как уже говорилось выше, героини Джейн Остин достаточно сильные для того времени барышни, которые могли противостоять обществу, его законам и несправедливому отношению со стороны «сильного пола».Но основная сюжетная линия постепенно усложнятся с прочтение романа. Так, в какой-то момент в доме мистера Беннета возникает его кузен мистер Коллинз, который, согласно английским законам о майорате, после кончины мистера Беннета, не имеющего наследников мужского пола, должен войти во владение их поместьем Лонгборн, вследствие чего миссис Беннет с дочерьми могут оказаться без крыши над головой.

    Мистер Коллинз приезжает в Лонгборн не случайно: он решает, как того требует его сан (или это больше влияние леди де Бёр), вступить в законный брак, он остановливает свой выбор на семействе кузена Беннета, уверенный, что не встретит отказа: ведь его женитьба на одной из мисс Беннет автоматически сделает счастливую избранницу законной хозяйкой Лонгборна. Выбор его падает, разумеется, на Джейн, но узнав, что Джейн связывает теплое чувство с мистером Бингли и, возможно, свадьба в скором времени, немедленно переключает свое внимание на Элизабет.

    Элизабет отклоняет предложение господина Коллинза, причем это сопровождается комическим недопониманием со стороны Коллинза «…believes she is just playing coy»[ Bloom,2000: 2]. Элизабет, в свою очередь, не думает, что брак является единственным благородным условием для образованной женщины. Она отвергает фиктивный брак и является его ярой противницей, несмотря ни на какие жизненные условия. Коллинз « предупреждает», что возможно подобных предложений может больше и не поступить, набивая тем самым себе цену. Но все тщетно. В отличие от Шарлот Лукас, близкой ее подруги, Элизабет никогда не нарушила бы свой принцип и свою целостность и не стала бы закапывать свои таланты, выходя

    замуж за господина Коллинза, тщеславного, ограниченного, и напыщенного дурака. Те же, по ее мнению, кто выходит замуж ради денег, должны отдавать себе отчет в том, что плата за комфорт, благополучие может оказаться слишком высокой - отчужденность, равнодушие, потеря интереса в жизни. Уж лучше быть одинокой считает она, чем одинокой вдвоем в браке-сделке.

    Быть в состоянии отклонить подходящее предложение брака было неслыханно, ведь семья и без того не особо обеспеченная, могла лишиться еще и дома.В случае заключения брака между Элизабет и Коллинзом имение осталось бы в семье Беннетов. Таким образом, Элизабет подвергает риску свою семью, не желая совершить подобную жертву, как данное замужество.

    Выводы по второй главе

    Глава вторая была посвящена проблеме неприятия общественных канонов одной из героинь, Элизабет Беннет, когда девушке 18-19 века запрещалось выбирать спутника жизни самостоятельно. Брак по расчету представлялся неким долгом перед семьей. Доказательство тому брак Шарлот Лукас и мистера Коллинза.

    Была дана общая характеристика семьи Беннет, с которой связаны главные события в романе.

    Нами были рассмотрены взаимоотношения Элизабет и Дарси как успешная битва за любовь, способность людей перебороть свою гордость и закрыть глаза на предубеждение.

    Также мы приводили доводы по поводу самоцели брака для женщин. Брак для женщины 18-19 века представлялся особым предприятием, основой финансовой защищенности, из-за которого иногда лишались здравого рассудка. Яркий тому пример брак Лидии Беннет, младшей сестры семейства Беннет.

    Заключение

    В викторианскую эпоху мужчины обладали всеми возможными правами и свободой нравственного выбора в обществе. Женщины играли ведущую роль на протяжении всего XIX века только в домохозяйстве.

    Джейн Остин, которую возмущало зависимое, несвободное в плане нравственного выбора, положение современниц одной из первых создала образ свободной женщины, которая самостоятельно принимает решения, в частности решение выйти или не выходить замуж за того или иного мужчину, способная преодолеть все жизненные трудности и давление со стороны общества с гордо поднятой головой.

    Создав образ Элизабет Беннет Остин дала нам понять, что через нее она разрушает все общественные стереотипы и каноны, поступая тем самым правильно и честно с нравственной точки зрения. Это вызов обществу.

    В литературе за героиней Джейн Остеин (Элизабет Беннет) закрепилось определение – «новая женщина».

    Джейн Остин жила в обществе, где в ходу была «ярмарка невест», она едва ли не первой из английских романисток заговорила о том, что выходить замуж без любви безнравственно, что деньги никак не могут считаться единственным мерилом счастья.

    Вопросы брака, ответственности в выборе спутника и спутницы, которые несут родители и сами молодые люди, - одна из главных тем в «Гордости и предубеждении».

    При том, одиночество порой, дает понять Джейн Остин, возможно, основываясь на собственном опыте, бывает лучше, чем одиночество вдвоем в браке-сделке.

    Представив положение женщин в Англии XIX века и сопоставив главную героиню романа со стереотипами английского общества викторианской эпохи, мы выявили особенности образа «новой женщины», стремящейся к

    свободе выбора, ломающей стереотипы общества относительно брака и относительно поведения девушки – бесприданницы в обществе. Она на всё имеет свое мнение, зачастую расходящееся с общепринятым.

    Проанализировав схожие на первый взгляд жизненные ситуации, связанные с замужеством, мы прихожим к выводу, что мотивы, движущие героинями, различны. Шарлот Лукас, например, выходит замуж за нелюбимого, чтобы спасти положение своей семьи. Лидия Беннет же спешит выйти замуж лишь из-за приобретения иного общественного статуса. Она убеждена, чем скорее девушка выйдет замуж, тем лучше.

    Таким образом, новая героиня Джейн Остин отличается от викторианского идеала женщины. Она считает себя человеком, имеющим право на свободный нравственный выбор. Элизабет Беннет, ко всему прочему, превосходит героинь романа в уровне своего интеллектуального и духовного развития, не принимая викторианский идеал брака и любви.

    Список литературы

    1. Бахтин, М. М.Эстетика словесноготворчества. М:Просвещение,1999

    2 .Беляев, А. А. Эстетика. Словарь.М.: Просвещение, 1999

    3. Винокур, Г.О. Изб. раб. по русск. яз. М.: 1959.

    4. Кожинов,В.В. Слово как форма образа// Слово и образ: Сб. статей. М, 1999..

    5. Остен, Д. Гордость и предубеждение. М.: 2007 Атрель

    6. Рудяков,Н.А. Основы стилистического анализа художественного произведения. Кишинев, 1999.

    7. Уоллер, Морин. "Лондон. 1700 год" .Смоленск: Русич, 2003

    8. Хализев, В.Е. Теория литературы.М: Высшая школа,2002

    9 .Чемберлен, Эдвард.Angliae Notitia. М.: 1998

    10. Bloom, Harold.Comprehensive Research and Study Guides.England.2000

    11. Элиот, Джордж. «Мидлмарч» М.: 1987

    12. Austen,Jane. Pride and Prejudice.Сибирское университетское издательство, 2010

    13 . Кampwirth, Karen. , Feminism and the Legacy of Revolution: Nicaragua, El Salvador, Chiapas, Ohio UP 2004

    11. http://www.womenclub.ru/womenworld/164/page_2.htm

    12. http://17v-euro-lit.niv.ru/17v-euro-lit/mihalskaya-anikin-angliya/jane-austen.htm

    13. Образhttp://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=124547

    Введение……………………………………………………………………..3

    Глава I. Формирование нового взгляда на роль женщин в обществе

    в первой половине XIX века

    1.1. Понятие образа в литературе……………………………………..7

    1.2 Художественный образ героя. Персонаж в литературе…………8

    1.3. Отношение общества к женщине XIX века в

    Англии……………………………………………………………………..10

    1.4. Женский образ в произведениях английских писательниц

    30-50 годов 19 века ………………………………………………………...14

    Выводы по первой главе…………………………………………………..18

    Глава II. Элизабет Беннет: неприятие общественных канонов

    2.1. Семейство Беннет: общая характеристика………………………19

    2.2. Противостояние Элизабет Беннет: борьба за свободу

    нравственного выбора…………………………………………………....... 21

    2.3. Элизабет Беннет и Дарси: «через тернии к звездам»……………22

    2.4. Брак Шарлот Лукас как вынужденное предприятие…………….24

    2.5. Судьба Лидии Беннет как неблагоприятный результат

    сумасшедшей спешки на « рынке невест»………………………………..25

    Выводы по второй главе…………………………………………………...27

    Заключение ………………………………………………………………….28

    Список литературы

    Введение

    Сегодня популярен образ деловой женщины, стремящейся к карьерному росту. Женщины принимают активное участие в политике, добиваются успеха в профессиональной деятельности, одерживают победы на научном поприще. А когда-то, в 19 веке все было по-другому. Образ домохозяйки, которая должна была растить детей, заботиться о муже, не задумываться о финансовом благополучии семьи, закрепился в умах общества.

    Это было время балов, сплетен, разговоров о выгодном замужестве, женитьбе, новых нарядах…С женским мнением никто не считался. Женщина принадлежала мужчине. Она не имела права голоса. Поэтому уже в 18 - первой половине 19 века начинают зарождаться истоки феминизма .

    В этот период начинает активную работу молодая писательница Джейн Остин. Среди написанных ею романов нравов - «Гордость и предубеждение», который она писала между октябрем 1796 года и августом 1797 года, то есть сразу после завершения «Элинор и Марианны». Первый вариант романа назывался «Первые впечатления». Причиной изменения заглавия послужило, видимо, то обстоятельство, что в 1801 году в свет вышел роман М. Холфорда под названием «Первые впечатления». Новое название позаимствовано из романа Фанни Берни «Цецилия» (1782). В пятом томе «Цецилии» один из героев, доктор Листер, так резюмирует мораль романа: «Вся эта грустная история - результат Гордости и Предубеждения. Однако запомните: если горести наши проистекают от Гордости и Предубеждения, то и избавлением от них мы бываем обязаны также Гордости и Предубеждению, ибо так чудесно уравновешены добро и зло в мире».

    Джейн Остин родилась 16 декабря 1775 года в городке Стивентон, графство Хэмпшир. Её отец, Джордж Остин, был приходским священником.

    Происходил он из старинной кентской семьи, был просвещённым и широко образованным человеком. Его жена, Кассандра Ли, также принадлежала к старинному, но обедневшему роду. Помимо Джейн в семье было шестеро мальчиков и одна девочка (Кассандра). Джейн Остин была предпоследним ребенком. Несмотря на высокую детскую смертность в те годы, все они выжили. Старший брат, Джеймс (1765-1819), имел склонность к литературным занятиям: писал стихи, прозу. Второй брат, Джордж (1766-1838) был психически неполноценным, говорить так и не научился. Ради него Джейн изучила азбуку немых. Третьего брата, Эдварда (1767-1852), усыновили богатые бездетные родственники, что открыло перед ним широкие возможности - из джентри он перешёл в состав дворянства. Два других брата, Френсис Уильям и Чарльз Джон, были военными моряками, и дослужились до адмиральского чина. Но особенная дружба связывала Джейн с сестрой Кассандрой. С ней она делилась всеми своими замыслами и посвящала в свои секреты. Остин были прочтены Шекспир, Голдсмит, Юм, Ридчарсон, Филдинг, Стерн, Мария Эджуорт, Фанни Берни. Из поэтов предпочитала Каупера, Томсона, Томаса Грея. Формирование личности Джейн Остин проходило в интеллектуальной обстановке - среди книг, постоянных бесед о литературе, обсуждений прочитанного и происходящего.

    Все без исключения романы Джейн Остин автобиографичные. Она не могла писать иначе. В них есть особая изюминка. Сохранилось несколько высказываний. Джейн Остин о работе над стилем романа. Подхватывая слова Вальтера Скотта, сравнившего ее произведения с миниатюрами на слоновой кости, она говорит, что «они не более двух дюймов в ширину, и я пишу на них такой тонкой кистью, что, как ни огромен этот труд, он дает мало эффекта». «Наверное, - добавляет она, - читатель был бы столь же доволен, будь узор менее тонок и закончен… впрочем, художник ничего не может делать неряшливо».

    Однако вот уже на протяжении многих лет роман «Гордость и предубеждение» остается самым читаемым во всем мире. В нем кладезь ума и природная сдержанность, ирония и чувственность, любовь и преданность.

    В романе подчеркивается зависимость женщины от выгодного брака как оплота финансового благополучия и защищенности.

    Тема нашей работы– «Особенности женского образа в творчестве Джейн Остин (на материале романа «Гордость и предубеждение») . Новизна исследования состоит в выявлении типологических особенностей женского образа и факторов давления общества на женщину в романе Джейн Остин «Гордость и Предубеждение».

    Предмет исследования - характеристика женских образовв романе.

    Объектом исследования является роман нравов Джейн Остин

    «Гордость и предубеждение», выпущенный «в свет» в 1813 году.

    Цель нашей работы: проанализировать соотношение «женщина и социум» с точки зрения свободы выбора избранника и будущего вступления в брак в романе Джейн Остин «Гордость и предубеждение».

    Для достижения поставленной цели в ходе работы были определены следующиезадачи :

    1) проанализировать судьбы героинь романа с точки зрения стереотипов, навязываемых обществом того времени: Элизабет Беннет и Шарлот Лукас;

    2) сопоставить женский образ, загнанный в рамки стереотипами данной эпохи, с образами героинь Джейн Остин;

    3) определить формы давления общества на женщину Англии XIX века и способы преодоления стереотипов в романе Джейн Остен «Гордость и предубеждение».

    В ходе исследования были использованы методы историко-литературного, системного, сопоставительного анализа.

    Практическая значимость работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы на занятиях по творчеству Джейн Остин в учебных заведениях.

    Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. В первой части изложена сущность поставленной проблемы, а также обозначены факторы влияния общества на женщину викторианской эпохи. Вторая часть представляет собой описание женских образов, рассматривается становление « новой женщины». После каждой главы сделаны выводы. В конце работы дано заключение, представлен список литературы.

    Глава I. Формирование нового взгляда на роль женщин в обществе в первой половине XIX века

    Понятие образа в литературе

    Что есть художественный образ ? Эстетический словарь под редакцией А. А. Беляева дает следующее определение: «специфическая для искусства форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств художника, которое рождается в его воображении, воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (звуковой, жестомимической, словесной)» [ Беляев,1999:67].

    В каждом виде искусства художественный образ имеет особую структуру, обусловленную, с одной стороны, особенностями выражаемого в нем духовного содержания , а с другой - характером материала , в котором содержание это воплощается[Беляев,1999:69]. Так, в архитектуре образ статичен, в литературе динамичен, в живописи изобразителен, в музыке-интонационален.

    Говоря о литературе как об особом виде искусства, мы вслед за Г. О. Винокуром, понимаем, что в этой сфере образ художественный представляется нам «нечто, само в себе, внутри себя обладающее некоторой содержательной ценностью» [Винокур,1998:56], так как язык становится одновременно и средством, и предметом искусства.

    Художественная речь – это «не просто форма, но и определенное содержание, ставшее формой образа» [Винокур,1998:48 ]. Таким образом, одно содержание, выражающееся в звуковой форме (слове), служит формой другого содержания (образа). В целом мы можем утверждать, что образ содержательная форма .

    Хочется отметить, что следует различать понятия « словесный образ» и « художественный образ». [Рудяков,1999:123]

    Словесный образ может использоваться и в других видах литературы, тогда его значение можно определить как форму наглядного представления действительности (например, горный хребет, рукав реки). Художественный образ отличается тем, что он представляет собой способ конкретно-чувственного воспроизведения действительности с позиций определенного эстетического идеала (например, холодный ужас, жгучий стыд) [Рудяков,1999:123]. Рассмотрим подробнее понятие художественного образа героя в литературе.

    Художественный образ героя. Персонаж в литературе

    Персонаж (от лат. persona-лицо, маска) - художественный образ человека , совершающего поступки в определённой ситуации. В отличие от повествовательных и лирических героев в литературе, а также носителей эмоций, запечатлеваемых в музыке, например, персонаж помимо переживаний наделен определенным внешним обликом и чертами поведения [Беляев,1999:252], а также формами общения и поведения, черт наружности и близкого окружения(в частности- принадлежащих герою вещей),мыслей, чувств, намерений.[Хализев,2002:197]

    Персонаж имеет двоякую природу. Во-первых, он является субъектом изображаемого действия , стимулом развертывания событий, составляющих сюжет. Во-вторых, персонаж имеет самостоятельную значимость , независимую от сюжета. [Хализев,2002:197 ].

    Все это составляет, по словам М.М. Бахтина, ядро личности , обладающее определенными ценностными ориентирами в художественном произведении[Бахтин,1999:123]. Здесь традиционно выделяют авантюрно-героический сверхтип( герои, причастные к этому сверхтипу, жаждут быть любимыми, стремятся к славе, склонны бороться, достигать и побеждать; они

    своего рода народные избранники или самозванцы).Примером такого сверхтипа может послужить шекспировский Макбет. Это также романтически настроенные бунтари и духовные скитальцы в литературе 19 век, в частности в русской литературе(образ Евгения Онегина,например); к героико-авантюрному началу следует отнести романтически настроенных персонажей, которые верят, что души их прекрасны и что в целом они являются некими избранниками. Причастны к этому сверхтипу, собственно, авантюристы(например, образ Дон Жуана).

    Портрет героя -это одна из важнейших составляющих любого художественного произведения; это описание его наружности: телесных, природных и, в частности, возрастных свойств (черты лица и фигуры, цвет волос, например), а также всего того в облике человека, что сформировано социальной средой, культурной традицией, индивидуальной инициативой (одежда и украшения, прическа и косметика)

    [Хализев,2002:218 ].Читателю важно наличие портрета героя, так как он может на его основании выстроить определённые доводы, касаемо характера человека, его внутреннего состояния, отношения героя к определенной эпохе и многое другое.

    Еще одной составляющей героя является его поведение, то есть совокупность движений и поз, мимики и жестов, произносимых слов их интонациями. [Хализев,2002:221 ].Формы поведения неодинаковы. Выделяют поведение, предначертанное традицией, обычаем, ритуалом; поведение свободное в плане интонирования и жестикуляции. В поведении обнаруживается или игривая легкость, сопряженная с веселостью и смехом,или, наоборот, сосредоточенностью, серьезностью; либо полное отсутствие каких-либо эмоций, некое «амёбное» состояние героя.

    художественном произведении существует некая дистанция между героем и автором[Хализев,2002:206]. Подчас литературные персонажи обладают самостоятельной жизнью, потому как становятся символами определенного рода мироотношения и поведения, сохраняя свою неповторимость. Таковыми являются Фауст, Гамлет, Дон Кихот и многие другие.

    Данная работа посвящена особенностям женского образа в творчестве писательницы Джейн Остин, известной тем, что ей одной из немногих удалось так живо, ярко, нестандартно, автобиографично создать многочисленную галерею женских портретов в английской литературе XIX века.

    Рассмотрев понятие художественный образ, мы переходим к вопросу об отношении общества к женщине XIX века в Англии, считая его ключевым как в историческом, так и в литературном аспектах.

    Литературу можно назвать искусством «человековедения»: она создается человеком (автором) для человека (читателя) и рассказывает о человеке (литературном герое). Это значит, что личность, жизненный путь, чувства и устремления, ценности и идеалы человека - мера всего в любом литературном произве дении. Но читателей, конечно, в первую очередь интересуют те из них, где создается образ человека, т.е. действуют персонажи со своими индивидуальными характерами и судьбами.
    Персонаж (personage франц. лицо, личность) - это действующее лицо в произведении, то же самое, что литературный герой.
    Создавая образы действующих лиц, писатели используют различные приемы и художественные средства. Прежде всего, это описание внешности или портрет героя, который складывается из различных описательных подробностей, т.е. деталей.
    Типы портретов литературных персонажей (см.схема 2):

    Виды портретов литературных персонажей
    Схема 2

    Портрет-описание - обстоятельное перечисление всех запоминающихся черт героя. В портрете-описании, по которому легко нарисовать иллюстрацию, особо выделяются черты, дающие представление о характере героя. Описание часто сопровождается авторским комментарием.
    Вот как описывает И. Тургенев Павла Петровича Кирсанова - одного из героев романа «Отцы и дети»:
    ...человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки, Павел Петрович Кирсанов. На вид ему было лет сорок пять; его коротко остриженные седые волосы отпивали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной. Весь облик, изящный и породистый, сохранял юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцати годов. Павел Петрович вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, руку, казавшуюся еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом.

    Портрет-сравнение более скуп на реалистические детали, он создает у читателя определенное впечатление о герое через сравнение с каким-то предметом или явлением. Например, портрет Штольца в романе И. Гончарова «Обломов».
    Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, т. е. есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные.

    Портрет-впечатление включает минимальное количество описательных деталей, его задача - вызвать у читателя определенную эмоциональную реакцию, создать запоминающееся впечатление о герое. Так нарисован портрет Манилова из поэмы Н. Гоголя «Мертвые души».
    На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами.

    Описание внешности - это только первый шаг на пути знакомства с героем. Его характер» система жизненных ценностей и целей раскрываются постепенно; чтобы понять их, нужно обратить внимание на манеру общения с окру жающими, речь героя, его поступки. Понять внутренний мир героя помогают различные формы психологического анализа: описание снов, письма, внутренние монологи и т.д. Многое может сказать также выбор имен и фамилий героев.

    Система персонажей

    В произведении с развернутым сюжетом всегда представлена система персонажей, среди которых мы выделяем главных, второстепенных и эпизодических.
    Главные герои отличаются незаурядностью и оригинальностью, они далеко не идеальны, могут совершать и дурные поступки, но их личность, мировоззрение интересны автору, в главных героях, как правило, воплощаются наиболее типичные, важные черты людей определенной культурно-исторической эпохи.
    Второстепенные персонажи появляются во многих сценах и также связаны с развитием сюжета. Благодаря им, резче и ярче проступают черты характера главных героев. Эпизодические персонажи необходимы для создания фона, на котором происходят события, они появляются в тексте один или несколько раз и никак не влияют на развитие действия, а лишь дополняют его.
    В драматических произведениях встречаются также персонажи внесюжетные: никак не связанные с развитием действия, так называемые «случайные лица» (Феклуша в «Грозе» или Епиходов в «Вишневом саде»), и внесценические: не появляющиеся на сцене, но упоминающиеся в речи действующих лиц (князь Федор, племянник княгини Тугоуховской в комедии «Горе от ума»).
    Антагонисты (antagonists греч. спорщики, борющиеся друг с другом) - это герои с разными идеологическими, политическими и социальными установками, т.е. с диаметрально противоположным мировоззрением (хотя в характерах у них могут быть схожие черты). Как правило, такие герои оказываются в роли идейных противников и между ними возникает острый конфликт.
    Например, Чацкий и Фамусов из комедии А. Грибоедова «Горе от ума» или Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов из романа И. Тургенева «Отцы и дети».
    Антиподы (antipodes греч. буквально расположенные ногами к ногам) - это герои, разительно отличающиеся своим темпераментом, характером, особенностями мировосприятия, нравственными качествами, что, впрочем, не мешает их общению (Катерина и Варвара из «Грозы», Пьер Безухов и Андрей Болконский из «Войны и мира»). Бывает, что такие персонажи даже не знакомы друг с другом (Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна из романа «Обломов»).
    «Двойники» - персонажи, в чем-то похожие на главного героя, чаще всего близкие ему по идеологическим и нравственным ценностям. Такое сходство далеко не всегда по душе самому герою: вспомним, с каким отвращением относился Раскольников к Лужину - герою, воплощающему в вульгарном варианте тип сильного человека. К приему двойничества очень часто обращался Достоевский, использован он и в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита», где у многих героев «московского» сюжета есть двойники из сюжета «ершалаимского» (Иван Бездомный - Левий Матвей, Берлиоз - Кайфа, Алоизий Могарыч - Иуда).
    Резонер (raisonneur фр. рассуждающий) - в драматическом произведении герой, который выражает точку зрения, близкую авторской позиции (Кулигин в «Грозе»).


    Похожие статьи
    • Презентация на тему "материк евразия"

      Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПодписи к слайдам:Класс СтрановедениеЕвразия – самый большой на Земле материк. Евразия протянулась...

      Монтаж, укладка, расчет
    • Польза или вред от вагинальных шариков?

      Про вагинальные шарики слышали многие. Но мало кто знает, что неправильно подобранные и некачественные шарики не только не приносят пользы и удовольствия, а наносят вред. Как сделать правильный выбор? Среди огромного разнообразия вагинальных...

      Теплый пол
    • Любовь овна на 10 октября

      Что готовит октябрь 2017 года для Мужчины под знаком Овна? Энергии у представителей данного знака будет хоть отбавляй. Это отлично повлияет на их профессиональную деятельность. Они не только смогут заявить о себе как о высококлассном специалисте,...

      Укладка
     
    Категории